МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразова- тельная школа №1» дошкольное структурное подразделение

141321 Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, г.Краснозаводск, отделение 1 - ул. Трудовые Резервы, д.8а; отделение 2- ул. Новая, д.7а

8(496) 552-25-46

sepo_mbdou_15@mosreg.ru

 


ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ (3 МЕСТО) В НОМИНАЦИИ «Лучший публичный доклад дошкольной образовательной организации в Московской области»


 

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ДОУ

РЕСУРСЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Мишонова Ксения Владимировна – Уполномоченный по правам ребенка в Московской области. #вашауполномоченная

Контактные данные:

- телефон для справок, консультаций и записи на прием: 8-498-602-32-07;

- e-mail: upr@mosreg.ru ;

- сайт: detimo.mosreg.ru ;

- телеграмм: t.me/ostorozhnodeti ;

- Вконтакте: vk.com/detskiy_ombudsman_mo.

- единый детский телефон доверия: 8-800-2000-122;

- адрес для отправки корреспонденции: 143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д.1.

Министерство образования Московской области

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ Российской Федерации

Управление образования  администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области

Образовательные ресурсы

Интернет для детей и родителей

Назаренко О.В. администратор сайта

Калинина Марина Викторовна

Презентация собственного опыта

Народные игры

Основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая .Каков ребёнок в игре, таким он будет и в жизни. И это не случайно, потому что через игру ребёнок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, в коллективе; усваивает систему норм и правил поведения ; учится играть определённые социальные роли, подчиняться и брать на себя ответственность.

  Через игровые ситуации ребёнок усваивает трудовые умения, навыки, овладевает некоторыми способами деятельности, в результате чего у него формируется трудолюбие, уважение к труду других, аккуратность, бережливость, толерантность и другие нравственные качества.

  Трудно переоценить значение народных игр в воспитании детей. В таких играх дети развиваются в духовно-нравственном отношении, совершенствуют физические способности и двигательные навыки.

  Ещё К.Д.Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, «проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них мощное воспитательное средство».

Применение народных игр в воспитательном процессе направлено на решение определённых задач. На этом строится классификация русских народных игр.

  • игры , отражающие отношение человека к природе: «Волки во рву», «Укротитель диких зверей», «У медведя во бору» , «Кошки-мышки» и др.
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков: «Бояре» , «Невод», «Удочка», «Яша», «Капустка» и др.
  • игры по религиозно-обрядовым мотивам: «Катание пасхальных яиц», «Водяной», «Солнышко», «Каравай» и др.
  • игры на находчивость, быстроту и координацию: «Салки», «Горелки» , « Голова и хвост» , «Мышка» , «Городки», «Родничок», «Золотые ворота», «Мороз-Красный нос» , «Верёвочка» и др.
  • игры на силу и ловкость: «Чехарда», «Бой петухов» , «Перетягивание каната», «Перетяжка» и др.

Игры также делятся по интенсивности на игры малой ,средней и высокой подвижности.

По типу двигательного действия игры могут быть: с бегом , с прыжками в высоту, в длину с места или с разбега, с метанием в подвижную или неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и др.

 Используя народные игры, воспитатель учитывает возраст детей, их физическую подготовку и место проведения. Умело организованная игра поможет решить комплекс воспитательных и развивающих задач.

Сова

Выбирается водящий-сова. Остальные играющие-лесные звери. Воспитатель говорит: «День». Звери начинают свободно двигаться по площадке. На слове «Ночь» звери должны замереть. На охоту выходит сова. Она обходит играющих и внимательно смотрит, не шевелится ли кто из них. Играющий, сделавший движение или издавший звук, выходит из игры.

Пустое место

Выбирается водящий. Остальные играющие встают в круг. Водящий ходит за кругом. Он рукой салит одного из играющих, после чего они бегут в разные стороны. При встрече они должны поклониться друг другу, поздороваться, назвав по имени, после чего продолжают бег, стараясь занять пустое место. Опоздавший становится водящим.

Капкан

Несколько играющих встают в круг , образуя капкан. Остальные изображают зверей. По сигналу капкан открывается (играющие в кругу поднимают сцепленные руки вверх). Звери свободно перемещаются по площадке, забегая в капкан. По следующему сигналу капкан закрывается. Звери , оставшиеся в капкане, встают в круг. Игра продолжается, пока не останется мало самых ловких зверей.

Кружева

Играющие встают в пары полукругом, образуя ворота, на расстоянии 1-1.5 метра. Выбираются ткач и челнок. Ткач встаёт у первой пары, челнок у второй. По сигналу челнок убегает, пробегая в ворота, ткач старается его догнать. Если челнок не пойман, то они с ткачом становятся последней парой. А ткачом и челноком становятся играющие , стоящие в первой паре. Если челнок, не успевший добежать до последней пары , пойман, то ткач становится челноком, а бывший челнок выбирает играющего из первой пары и становится с ним в последнюю, а оставшийся без пары становится ткачом. Игра заканчивается, когда пробегут все пары.

Солнышко

Выбирают водящего-солнышко. У него четыре обруча жёлтого цвета. Играющие поют:

           Солнышко, солнышко,

              Погуляй у речки.

           Солнышко, солнышко,

              Раскидай колечки.

            Мы колечки соберём,

            Золочёные возьмём.

Солнышко раскладывает обручи, играющие берутся за них (равное количество играющих у каждого обруча) , кружатся и поют:

        Покатаем, поиграем

          И опять вернём.

По сигналу водящего играющие кладут обручи на пол и двигаются по залу. По следующему сигналу все должны взяться за своё колечко. Водящий старается занять чьё-либо место. Оставшийся без обруча становится солнышком.

Родничок

Игра на внимательность.

Чертится линия. Она обозначает берег. Играющие выстраиваются перед чертой. Когда водящий произносит: «Вода», играющие делают шаг вперёд, когда произносится слово «Берег», играющие делают шаг назад. Водящий начинает произносить слова быстро, кто ошибается, тот выбывает из игры.

Горелки с платочком

Играющие становятся в колонну по двое. Впереди водящий с платочком в руке. Все поют:

       Гори, гори ясно,

        Чтобы не погасло.

     Глянь на небо-

    Птички летят,

       Колокольчики звенят.

        Диги-дон, диги-дон,

    Убегай скорее вон!

Последняя пара бежит вперёд, стараясь кто быстрее выхватить платочек у водящего. Опоздавший становится в пару с бывшим водящим, а у кого платочек-водит.

Ленты тянутся

 Играющие выбирают ведущего и встают за ним в цепочку.(за руки) Ведущий начинает идти неторопливым шагом, увлекая за собой игроков. При этом все поют:

          Я по травке шла,

          По муравке шла.

         Клубок лент нашла.

           Клубок катится,

              Ленты тянутся…

          Я за ленту взялась,

              Моя лента порвалась…

Постепенно ведущий ускоряет шаги и переходит на бег. Играющие должны быть очень внимательными и повторять движения ведущего. Во время движения участники игры описывают разнообразные фигуры: ведут цепь змейкой, делают  сложные повороты, меняют направление. Со словами « моя лента порвалась» игра заканчивается.

Золотые ворота

Выбираются двое водящих- это солнце и луна. Они встают , подняв сцепленные обе руки, образуя ворота. Остальные участники игры цепочкой проходят под воротами и напевают:

 Золотые ворота,                                        

   Пропустите вы меня!

 Я и сам пройду,

И других проведу.

    На первый раз прощается,

   Второй раз запрещается,

  А на третий раз

   Не пропустим вас!

Водящие опускают руки, отсекая одного играющего. Он по выбору встаёт за солнцем или за луной. Игра продолжается до последнего задержанного. Далее команды солнца и луны устраивают перетягивание. Игра заканчивается с победой одной из команд.

Шлёпанки

Цель игры: развитие координации движений.

Игроки встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. Выбирают водящего.Водящий выходит в центр круга с мячом. Называя по имени одного из игроков , ведущий бросает мяч так, чтоб он отскочил от пола в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает) оговоренное число раз, затем возвращает водящему. Играющий, уронивший мяч, выходит из игры.

Яша

Выбирают Яшу по считалке , завязывают ему глаза и сажают в центр круга. Играющие ходят вокруг хороводом и поют:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызёшь орешки

Для своей потешки.

Хоровод останавливается:

  Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Яша на ощупь должен правильно узнать игрока.

Волки во рву

На полу или на земле обозначается ров шириною в 1 метр. В нём 2-3 игрока. Это волки. Зайцы встают по одну сторону и стараются перепрыгнуть ров. В это время волки ловят зайцев , не давая им перепрыгнуть на другую сторону. Пойманные зайцы выбывают из игры. Побеждает заяц, которого не сумели поймать.

Малечина- калечина

На ладонь ставится деревянное изделие малечина-калечина. Игроки проговаривают:

 Малечина-калечина,

Сколько часов осталось до вечера?

Один, два, три…

Побеждает тот, кто дольше продержит игрушку на ладони.

Капустка

Рисуется круг – огород. На его середину игроки выкладывают свои вещи : шапки, варежки, платки и т. д.(они изображают капусту). Одного из игроков выбирают хозяином. Все участники становятся за кругом, а хозяин садится рядом с капустой. Он поёт:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу –

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали:

Волк и лисица, бобёр и куница,

  Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

Во время исполнения песенного припева хозяин изображает движениями, как он работает. Игроки, изображающие зверей, забегают в огород, пытаются схватить свои вещи (капусту) и с ней убежать. Хозяин зорко следит и не даёт украсть. Кого хозяин поймает, тот выходит из игры.

Змея

Выбирается водящий-змея. Играющие становятся в рассыпную. Змея ходит вокруг них со словами:

Я змея,змея,змея.

      Я ползу, ползу ,ползу.

       Хочешь быть моим хвостом?

Играющий, к кому змея обратилась ,говорит: «Хочу» , проползает у змеи между ног и берёт её сзади руками за пояс, становясь хвостом. Далее змея выбирает следующий хвост. Так в змее должны оказаться все игроки.

Невод

Ограниченная площадка для игры представляет собой море. Из играющих выбирают двух рыбаков, все остальные-рыбы. Рыбаки встают за чертой моря.

  Рыбы начинают плавать (бегать) в море.

 Рыбаки, взявшись за руки, говорят: «Рыбаки выходят на лов», после чего начинают ловить рыб сцепленными руками. Пойманный становится между рыбаками, взявшись с ними за руки . Так постепенно получается цепочка-невод. Рыбаки ловят рыб, окружая их неводом.

      Невод становится всё больше и больше. Рыбаки всё время стоят по краям невода. Игра заканчивается, когда все рыбы переловлены.

Липкие пеньки

Цель игры: развитие координации, ловкости.

На площадке 3-4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные бегают вокруг пеньков , стараясь увернуться, чтоб пеньки их не осалили. Осаленный сам становится пеньком.

 Примечание: пеньки не должны вставать или хватать играющих, только салить.

Мышка

Играющие сидят на стульчиках, образуя круг. Водящий-мышка находится в середине круга .Он бегает под песенку:

Мышка, мышка, серая кубышка,

 Продай теремок, продай невысок.

Раз-два-три, купи !

Все играющие пересаживаются на соседний стул, в это время мышка пытается занять свободное место. Оставшийся без стула водит.

Хвост и голова

Играющие образуют цепочку, положив руки на плечи впереди стоящему. Первый играющий-голова. Он говорит:

     Ах, как весело мне что-то,

Надо кости поразмять.

 Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

Хвост ему отвечает:

 Что ты вздумал,чудо-юдо?

Коль меня ты отгрызёшь,

Никогда уже отсюда

Ты домой не уползёшь!

Голова начинает гоняться за хвостом. Пойманный хвост должен заплатить фант и стать головой.

Салочки в два круга

 Играющие образуют два круга: внешний большой и внутренний маленький. Круги начинают двигаться в разных направлениях. По сигналу водящего все останавливаются .Играющие в малом кругу пытаются осалить игроков из большого круга, не успевших присесть. Осаленные встают в малый круг .Игра заканчивается, когда остаётся мало игроков в большом кругу.

Удар по верёвочке

Для игры необходима замкнутая в круг верёвочка. Игроки берутся обеими руками за верёвочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в середине образованного круга. Цель водящего- осалить, то есть ударить по руке одного из играющих, находящихся с внешней стороны круга. Те же стараются отдёрнуть руку вовремя, отпустив верёвочку. Осаленный становится водящим. Правило- нельзя отпускать обе руки!

Укротитель диких зверей

На игровой площадке или в зале по кругу раскладывают коврики для сидения. Их должно быть на один меньше, чем играющих. Выбирается водящий. Он будет укротителем. Остальные играющие выбирают себе роль лесных зверей: зайца, лисы, волка, медведя и т. д. и садятся на «пеньки». Водящий идёт по кругу с внешней стороны и называет по очереди зверей. Названные «звери» встают и идут за ним. Как только водящий говорит: « Охотники в лесу!», игающие должны быстро занять свой «пенёк». В это время водящий старается сесть на чьё-либо место. Оставшийся без места становится водящим-укротителем.

КОНСПЕКТ  открытого показа НОД в средней группе  «Элементы русского народного костюма. Кокошник».

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  знакомство с русским народным костюмом.

Задачи  образовательные

продолжать знакомить детей с элементами русского народного костюма

познакомить детей с традициями ношения отдельных  элементов русского народного костюма
закрепить знание основных цветов

             развивающие:

развивать мелкую моторику рук,
закреплять навыки техники закрашивания пластилином.

            воспитательные:

воспитывать интерес к прошлому русского народа
поддерживать положительные эмоции от встречи с гостями.

Словарная работа: русский народный костюм, сарафан, кокошник, матушка.

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие

-речевое развитие

-познавательное развитие

-социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: две куклы в русских национальных костюмах, мешочек, матрёшки, магнитофон, сарафан и кокошник для воспитателя, пластилин, заготовки из картона, зёрна гороха и перловой крупы, стеки , доски для лепки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание кукол в русских национальных костюмах, беседа в горнице с показом предметов русского быта, народной одежды с вышивкой, чтение русских народных сказок, малых форм фольклора.                                                                                                  

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я пришла к вам сегодня в красивом наряде. Что это за костюм?

Дети:  Русский народный костюм: сарафан и кокошник.

Воспитатель: А когда русские женщины носили такие костюмы?

Дети: Очень давно, когда не было машин и различных приборов.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на мой сарафан: каков его фон, какие вы увидели основные цвета и что они означают:

Дети:  Фон красный .Он означает радость, хорошую жизнь.

              Цвета: синий- богатство

                           жёлтый- тепло, ласка.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас к нам придут гости .Давайте поздороваемся с ними по-русски.

2. Основная тема:

Воспитатель вносит двух кукол в национальных костюмах, дети здороваются с поясным поклоном.

Воспитатель: Ребята, наши гости пришли к нам с подарком. В этом мешочке русские народные игрушки, с которыми вы любите играть. Что это?

Дети: Матрёшки.

                                          Игра с матрёшками «Найди пару»

                                      (  аудиозапись русской народной песни.)

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим наших гостий. Как вы думаете, кто из них матушка, а кто дочка? По каким признакам вы догадались?

Дети: У матушки две косы, а у дочки одна. Матушка носит кокошник, а дочка повязку.

Воспитатель: Правильно, а теперь внимательно рассмотрите мой кокошник. А кто знает загадку про кокошник?

                                 Он украшает голову, на цветок похож,

                                 Весь расшит узорами, уж очень он хорош!

 Дети рассматривают кокошник, как он сделан, какие на нём узоры, обсуждают, чем можно заменить бусины.

Воспитатель: Скажите, ребята, кокошники женщины носили каждый день?

Дети: Нет , только на праздники.

Воспитатель: Я вам предлагаю для наших гостий к празднику сделать красивые , нарядные кокошники.

3. Работа в творческой мастерской.

Воспитатель предлагает детям раскрасить картонные заготовки пластилином и украсить их зёрнышками.

4. Рефлексия:

Проводится выставка работ.

Итоговые вопросы:

-какой предмет русского народного костюма вы сегодня делали?

-для кого вы делали кокошники?

-чья работа понравилась вам больше всего?


Конспект НОД «Раз Матрёшка, два Матрёшка» средняя группа

Програмное содержание: Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой- матрёшкой, с её внешним видом, особенностями росписи.

Упражнять в умении последовательно собирать матрёшку, учитывая роспись Учить различать детали игрушки по размеру , развивать мелкую моторику рук.

Прививать интерес к традиционному сергиево-посадскому народному промыслу.

Развивать внимание и творчество.

Материалы и оборудование: Наборы матрёшек, заготовки матрёшек из плотного картона, гуашь, по 2 кисти, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: Знакомство с интерьером горницы, рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», игры с матрёшкой, заучивание стихов про матрёшку.

Ход занятия

1.Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в нашей горнице живут удивительные игрушки. Отгадайте, кто они:

                                     Ростом разные подружки,

                                     Но похожи друг на дружку.

                                     Все они сидят друг в дружке,

                                     А всего одна игрушка.

Дети: Матрёшки.

Воспитатель: Правильно, это матрёшки. И сегодня они пришли к нам в гости.

Входят три девочки, у них в руках матрёшки .Девочки читают стихи:

              Матрёшка на окошке в ярком сарафане.

              И вся семья матрёшки , как в доме деревянном.

              Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки

              Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

              Они игрушки знатные, складные да ладные

              Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся

2. Основная тема:

Воспитатель: Матрёшки действительно очень славятся. Для туристов из разных стран матрёшка- символ России. Когда они приезжают в наш город Сергиев Посад, то на память всегда покупают матрёшек. Когда-то давно эти удивительные игрушки научились делать и расписывать наши посадские мастера, и сейчас сергиево-посадская матрёшка славится на весь мир. Ребята ,а чьи родители умеют расписывать матрёшек?

(мама Миланы, Ксюши, папа Кирилла)

Воспитатель: Давайте подойдём к столу, где стоят разобранные матрёшки, правильно их соберём, расставим по росту и внимательно рассмотрим.

Воспитатель обращает внимание, что при сборе матрёшки надо обращать внимание на совпадение узора. Дети собирают и правильно расставляют игрушки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на лица матрёшек, вы заметили, в чём их особенность?

Дети: Они все улыбаются.

Воспитатель: Давайте мы тоже улыбнёмся и превратимся в матрёшек

Физкультминутка.

Хлопают в ладошки дружные матрёшки. (хлопки)

На ногах сапожки, топают матрёшки (притопы)

Влево, вправо повернись                      (повороты)

Всем знакомым поклонись.             (наклоны вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружение)

В сарафанах ярких, пёстрых                 (приседания)

Вы похожи, словно сёстры                  (качание головой)

Ладушки-ладошки, весёлые матрёшки. (хлопки)

3. Рисование.

Воспитатель.: Вы ещё маленькие, но раскрашивать вы уже научились.Сейчас вы превратитесь в настоящих мастеров по росписи матрёшек и раскрасите свои заготовки .А потом мы устроим выставку для родителей.

Дети раскрашивают картонные заготовки. Воспитатель напоминает порядок работы с кистями разной толщины.

4.Рефлексия.

Воспитатель и дети  расставляют работы для просушки, рассматривают их, любуются матрёшками.


«Иванов день»

Праздничный досуг по направлению «Приобщение к истокам русской народной культуры»

(Из цикла «Русские народные праздники»)

Програмное содержание:

Познакомить детей с русским народным праздником Иванов день ( Иван Купала)

Закрепить в лексике названия дикорастущих трав и цветов.

Упражнять детей в проговаривании фольклорного текста.

Развивать внимание, наблюдательность, координацию движений.

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным традициям.

Материалы и оборудование: Аудиозапись народных песен, костюм Купавы, корзина с лентами четырёх цветов, корзина с растениями, скакалка или верёвочка(уздечка), бабочка на батарейке.

Предварительная работа: Разучивание игры «Заря-заряница», знакомство с малыми фольклорными формами на тему « Лето».

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Купава: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, дети! Помните, как меня зовут? Я волшебница Купава. Я прихожу к вам только летом и приношу праздники, забавы и игры. А как назывался праздник, когда мы с вами встречались в прошлый раз?

Дети: Русский народный праздник Семик или Зелёная неделя.

2. Праздник начала покосов.

Купава: Правильно, а сегодня я вам принесла другой русский народный праздник .Он отмечается 7-го июля и называется Иванов день ,а по-другому Иван Купала. Раньше с этого праздника славяне начинали косить сено для домашних животных. Скажите, каким инструментом люди косили сено?

Дети: Раньше косили косами.

Купава: Давайте представим, что мы взяли в руки косы и скосим траву на нашем участке.

(Имитация движений при косьбе.)

Купава: Да, поработали на славу. Давайте посмотрим, какие цветы и травы попали в наше сено.

Дети рассматривают и называют знакомые растения: белый и красный клевер ,нивяник, пырей, тысячелистник, зверобой и т.д.

Купава: Смотрите, в наше сено попал цветок лютик. Можно ли животным есть это растение?

Дети:Нет, это растение ядовитое.

Купава: А для каких домашних животных мы накосили сено?

 Дети : Мы косили сено для коровы ,овцы, козы ,лошади.

Купава: Я вам предлагаю сейчас превратиться в лошадей и поиграть в игру.

                Подвижная игра «Ходит конь по берегу»

Ходит конь по берегу, ходит по зелёному- ходьба на месте

Чёрной гривушкой потряхивает- энергичные повороты головы

И своим хвостом помахивает – изображение рукой движения хвоста

Золотой уздой побрякивает – удары кулака о кулак

Стременами всё позвякивает – шлепки ладонями по бёдрам

Бряк-бряк-бряк, звяк-звяк-звяк – хлопки руками

Я сейчас коня поймаю и уздою зауздаю – ловля разбежавшихся детей.

Купава: Ребята ,мы с вами траву скосили, но это ещё не сено. Что с травой надо делать дальше?

Дети: Траву надо высушить.

Купава: Тогда надо позвать солнышко, чтоб оно нам помогло высушить нашу траву. Давайте его позовём!

                                            Закличка.

                              Солнышко- вёдрышко,

                              Выгляни в окошко!

                              Солнышко, нарядись,

                              Красное, покажись!

3.Именины.

Купава: Сегодня праздник Иванов день, а значит, это праздник всех Иванов. Именины-это праздник имени. Сегодня именины у мальчиков Ваней, давайте сыграем в «Каравай» и поздравим наших именинников.

                                       Игра «Каравай»

Купава: Праздник Иванов день был самым весёлым летним праздником. И дети, и взрослые пели, водили хороводы и ещё играли в разные народные игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру .

        Подвижная музыкальная игра «Заря-заряница» (вариант)

                               Заря-заряница, красная девица

                               По полям гуляла - ленты растеряла.

                               Быстро ленты собирай,

                               В хоровод плясать вставай!

Дети поднимают ленточки , встают в хоровод по цвету ленточек и танцуют под музыку.

4. Рефлексия. Сюрпризный момент.

Купава: Ребята, какой сегодня русский народный праздник?

Дети: Праздник Иванов день.

Купава: А как мы встречали этот праздник?

Дети: Играли, танцевали, поздравляли Ваней.

Купава: Смотрите, к нам прилетела бабочка. Давайте спросим у неё, понравился ли ей наш праздник. ( Воспитатель включает бабочку). Посмотрите, какими огоньками засияли крылья нашей бабочки! Ей очень понравился наш праздник. Но нам пора расставаться до следующего праздника. Бабочка улетает, а я с вами прощаюсь. До свидания.


Конспект

Открытого показа НОД в средней группе

«Элементы русского народного костюма. Кокошник».

Приоритетная образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  знакомство с русским народным костюмом.

Задачи  образовательные:

продолжать знакомить детей с элементами русского народного костюма
познакомить детей с традициями ношения отдельных  элементов русского народного костюма
закрепить знание основных цветов

               развивающие:

развивать мелкую моторику рук,
закреплять навыки техники закрашивания пластилином.

               воспитательные:

воспитывать интерес к прошлому русского народа
поддерживать положительные эмоции от встречи с гостями.

Словарная работа: русский народный костюм, сарафан, кокошник, матушка.

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие

-речевое развитие

-познавательное развитие

-социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: две куклы в русских национальных костюмах, мешочек, матрёшки, магнитофон, сарафан и кокошник для воспитателя, пластилин, заготовки из картона, зёрна гороха и перловой крупы, стеки , доски для лепки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание кукол в русских национальных костюмах, беседа в горнице с показом предметов русского быта, народной одежды с вышивкой, чтение русских народных сказок, малых форм фольклора.

                                                                                                                                               

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я пришла к вам сегодня в красивом наряде. Что это за костюм?

Дети:  Русский народный костюм: сарафан и кокошник.

Воспитатель: А когда русские женщины носили такие костюмы?

Дети: Очень давно, когда не было машин и различных приборов.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на мой сарафан: каков его фон, какие вы увидели основные цвета и что они означают:

Дети:  Фон красный .Он означает радость, хорошую жизнь.

              Цвета: синий- богатство

                           жёлтый- тепло, ласка.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас к нам придут гости .Давайте поздороваемся с ними по-русски.

2. Основная тема:

Воспитатель вносит двух кукол в национальных костюмах, дети здороваются с поясным поклоном.

Воспитатель: Ребята, наши гости пришли к нам с подарком. В этом мешочке русские народные игрушки, с которыми вы любите играть. Что это?

Дети: Матрёшки.

                                          Игра с матрёшками «Найди пару»

                                      (  аудиозапись русской народной песни.)

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим наших гостий. Как вы думаете, кто из них матушка, а кто дочка? По каким признакам вы догадались?

Дети: У матушки две косы, а у дочки одна. Матушка носит кокошник, а дочка повязку.

Воспитатель: Правильно, а теперь внимательно рассмотрите мой кокошник. А кто знает загадку про кокошник?

                                 Он украшает голову, на цветок похож,

                                 Весь расшит узорами, уж очень он хорош!

 Дети рассматривают кокошник, как он сделан, какие на нём узоры, обсуждают, чем можно заменить бусины.

Воспитатель: Скажите, ребята, кокошники женщины носили каждый день?

Дети: Нет , только на праздники.

Воспитатель: Я вам предлагаю для наших гостий к празднику сделать красивые , нарядные кокошники.

3. Работа в творческой мастерской.

Воспитатель предлагает детям раскрасить картонные заготовки пластилином и украсить их зёрнышками.

4. Рефлексия:

Проводится выставка работ.

Итоговые вопросы:

-какой предмет русского народного костюма вы сегодня делали?

-для кого вы делали кокошники?

-чья работа понравилась вам больше всего?


Сценарий праздничного досуга 

Тема: «Покров – Прялица»

«Элементы русского народного костюма. Кокошник».

Приоритетная образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с русским народным календарным праздником «Покров-Прялица»

Образовательные задачи:

- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе в октябре, об овощах, учить разгадывать загадки;

- познакомить детей с русскими пословицами , с народными приметами;

Развивающие задачи:

- развивать любознательность и эрудицию у детей посредством приобщения к русским народным традициям;

- развивать связную и образную речь;

Воспитательные задачи:

- прививать интерес к русскому фольклору, уважение к народной культуре.

Материалы и оборудование: Костюм Хозяйки Горницы для воспитателя, баранки на угощение, макет рябины, большой платок, по одной варежке для каждого ребёнка, кубики, повязка для завязывания глаз, корзина с овощами,

 музыкальное сопровождение.

 

                                       Ход праздника:

 

Хозяйка:            Вот так чудо-чудеса!

                             Пожелтели все леса.

                             Время сказочных даров:

                             Все мы празднуем Покров!

                             Осень землю покрывает

                             Пёстрым сказочным ковром.

                             Так природа поздравляет

                             Нас с великим Покровом!

Здравствуйте, гости дорогие! С великим праздником вас, с Покровом! Праздник этот пришёл к нам из давнего времени, из прошлых веков. Празднуется он осенью, когда природа покрывает землю где разноцветным ковром листьев, а где и первым снежком. На дворе октябрь, и в наших огородах уже пусто, все овощи убраны. А какие овощи там росли, я вам сейчас загадаю, вы будете мои загадки отгадывать, а я эти овощи буду в корзину собирать.

                                       Загадки

Неказиста, шишковата,                        Над землёй трава,

А придёт на стол она,                          Под землёй красная голова.

Скажут весело ребята:                                                              (свёкла)

«Ну, рассыпчата, вкусна!»                   Летом в огороде -

                            (картошка)                 Свежие, зелёные.

Скинули с Егорушки.                             А зимою в бочке -

Золотые пёрышки-                                Крепкие, солёные.

Заставил Егорушка                                                (огурцы)                                                                                   

Всех плакать без горюшка                    Кругла, да не месяц,

                                        (лук)               Желта, да не масло,

Расселась барыня на грядке .             С хвостом, да не мышь.

Одета в шумные шелка.                                                      (репа)

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол – мешка.

                                     (капуста)

 

Хозяйка: Вот и собрали мы весь урожай с огорода: и репу, и свёклу, и капусту. А ведь в народе говорят: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой». С Покрова хозяйки начинали квасить капусту. Мы с вами капусту квасить не будем, мы в неё поиграем. Приготовьте свои варежки и собирайтесь вокруг «огорода».

 

                 Русская народная игра «Капустка».

 

Хозяйка: А скажите мне, гости дорогие, какие блюда можно приготовить из капусты?

Ответы детей.

Хозяйка: Вот и в огородах стало пусто, и в садах. Остались лишь ягоды облепихи, шиповника, да рябины. Рябину русские люди всегда уважали, песни о ней сочиняли. Давайте и мы с вами нашу рябинушку почествуем, песню – хоровод ей споём.

                              Песня «Рябинушка»

                    Ты ,рябинушка – красавица,

                    На ветру стоишь, качаешься.

                    Нету дерева чудеснее.

                    Мы тебя согреем песнями.

                    Ты по осени кудрявишься,

                    Соком спелым наливаешься.

                    Зреют ягоды рубинами.

                    Думы думаешь старинные.

                    Наклонились ветви тонкие,

                    Зазвучали песни звонкие –

                    У рябинушки – соседушки

                    Хоровод водили девушки.

Хозяйка: А наши девушки – певуньи приготовили нам частушки.

                   1. Таня хвастается всем:

                       «Маме помогаю.

                       Все тарелки перебила,

                       Чашки начинаю!»

                   2. Шли вчера мы по двору

                       И Егорку видели:

                       Сидел, плакал под кустом –

                       Курицы обидели!

                   3. Не ходите, дети, к речке –

                       Мостик колыхается.

                       Не дружите, дети, с Колей,

                       Коля обзывается!

                   4. Вася мальчик ничего,

                       Только он кусается.

                       Все собаки от него

                       Наутёк бросаются!

                   5. Станет Витя одеваться,

                       Ждать его терпенья нет.

                       Мы успели нагуляться,

                       Ну, а Витя не одет!

                   6. В синем небе ходят тучки:

                       Будет дождик или град.

                       Лена просится на ручки

                       По дороге в детский сад.

Хозяйка:     Осень, осень, осень,

                      Тебя в гости просим:

                      С обильными хлебами,

                      С высокими снопами,

                      С листопадом и дождём,

                      С перелётным журавлём.

Пришёл октябрь, принёс холода.

                     Пришёл Покров –принёс много ковров:

                     Первый, травяной – лета жаркий зной,

                    А ковёр второй – из листвы сухой,

                    Третий ковёр – снег, да он не навек!

На праздник Покрова издавна люди наблюдали за погодой, да передавали друг другу приметы:

- Если на праздник Покрова с берёзы лист не упал – долго ещё простоит тёплая осень.

- Если в этот день ветер дует с севера – жди холодной зимы, если с запада – снежной, а переменный ветер – к непостоянной зиме – будет то тепло, то холодно.

Ну, а мы холода не боимся, мы играем, да веселимся! Давайте поиграем в новую русскую народную игру «Облупа».

 

                                   Игра «Облупа».

 

Хозяйка: Поиграли мы с вами, пора и потрудиться. С Покрова люди утепляли свои дома и начинали топить печки. А чтобы всю зиму в доме печь была тёплая, надо было заготовить побольше дров. Я предлагаю посоревноваться, какая группа выше поленницу сложит.

 

                      Игра – соревнование «Поленница»

                                         (из кубиков)

Хозяйка: Вот и заготовили мы дров на целую зиму. Можно печку топить, да баранки печь.

 

                            Игра «Печём баранки»

        -Хочешь бараночки? Тогда напили дров.

                                              - Поруби дрова.

                                              - Просей муку.

                                              - Замеси тесто.

                                              - Скатай баранку.

        -Кушайте на здоровье!

Хозяйка:                Осень, осень на порог,

                                 Осенинщикам – пирог.

                                 За ваше терпение

                                 Будет угощение!

Хозяйка угощает детей баранками.


Конспект НОД

по направлению «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Тема: «Прялица»

Програмное содержание:

     Познакомить детей с народным праздником « Покров день» или «Прялица», рассказать детям о назначении прялки, веретена, способе изготовления шерстяных ниток.
Закрепить знания детей о шерсти и её свойствах, об одежде из шерсти.
Упражнять детей в правильном согласовании имён существительных с именами прилагательными (шерстяной свитер, шерстяная шапка, шерстяные варежки и др.)
Развивать мелкую моторику, восприятие, внимание, память детей.

Оборудование:

    Старинный сундук, шерстяное покрывало, веретено, прялка (или их изображение)
Игрушка барашек
Мешочек с настоящей шерстью (куделью)
Силуэты овечек (по количеству детей), клей

Предварительная работа:

Рассмотреть с детьми клубочки с шерстяными нитками, познакомить детей с подвижной игрой «Клубочек».
Подготовить для занятия настоящую шерсть (кудель) и картонные силуэты овечек (из сложенного листа картона) для изготовления детских поделок.
Повторить лексическую тему « Одежда».

Ход занятия.

1. Введение в тему занятия.

Воспитатель встречает детей, приветствует их, показывает старинный сундук.

Воспитатель:  Сегодня особый день. В старину он назывался Покров. А вы знаете, что такое покров? Часто к этому дню земля первый раз покрывалась снегом, как покрывалом – покровом. Говорили так: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка». К этому дню в полях и огородах заканчивалась вся работа. И все женщины доставали сваи прялки и начинали прясть шерсть.

2. Упражнения на развитие тактильных ощущений, моторики и речи.

Воспитатель: Давайте заглянем в сундук моей бабушки.

Воспитатель достаёт из сундука шерстяное покрывало и предлагает детям потрогать его.

Воспитатель: Скажите, какое покрывало на ощупь? (Тёплое, мягкое, шершавое). А вы знаете, из чего сделано шерстяное покрывало? (Из шерсти.) Кто даёт шерсть? (Дети отвечают.)

Воспитатель достаёт игрушечного барашка и читает английскую народную песенку в переводе С.Я Маршака, обращаясь к барашку:

- Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

- Не стриги меня пока,

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок – хозяину,

Другой мешок – хозяйке,

А третий – деткам маленьким

На тёплые фуфайки.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках мешочек с шерстью (куделью). Я каждому из вас буду раздавать по кусочку (по кудельке), расскажу и покажу, как из шерсти в старину пряли пряжу.

Воспитатель раздаёт детям по кусочку кудели, показывает прялку (или изображение прялки на картинке или фотографии) и веретено. Рассказывает о том, как использовались эти предметы, уточняет значение слов: «прялка» - от слова «прясть», «веретено» - от слова «вертеться» (так наматывается нитка).

Воспитатель: Давайте вместе попробуем спрясть нитки из кусочка шерсти.

Воспитатель показывает, как. Дети выполняют задание, а воспитатель сопровождает действия словами:

Уж ты прялица, ты прялица моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя.

Буду прясть я, попрядывать,

На ребятушек поглядывать.

Напряду я много пряженьки,

Нам с ребятами на варежки.

Воспитатель: Спряденную нитку сматывали в клубок. Давайте поиграем в игру «Клубочек».

Дети встают в ряд, крепко держатся за руки. Воспитатель со словами: «Смотаю я клубок, смотаю я большой» - «закручивает» ряд детей. На слова: «Размотайся, клубок, размотайся, большой» - дети «раскручивают» ряд. Задача детей – не разомкнуть руки (не разорвать ниточку).

3. Упражнения на развитие мелкой моторики и речи.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какую одежду делают из шерсти.

Воспитатель выставляет картинки. Дети называют вещи со словом - признаком «шерстяной». Воспитатель следит за правильным согласованием имён существительных с именами прилагательными. Например: Шерстяной свитер, шерстяная шапка, шерстяные варежки и т.д. После этого Воспитатель предлагает детям «заштопать одежду» - собрать разрезные картинки с изображением предметов одежды. Дети выполняют задание, педагог хвалит детей за старание.

Воспитатель: Шерстяная одежда согревает нас зимой, как снежное покрывало зимой сохраняет землю от холода до весны. Наше шерстяное покрывало тоже может нас согреть. Давайте вместе спрячем ручки под покрывало, погреем их и поиграем в игру «Чьи тёплые ручки?»

Воспитатель дотрагивается под покрывалом до рук одного из детей и говорит «Это тёплые ручки…Маши». Тот, кого назвали, вынимает свои ручки. Педагог может специально несколько раз ошибиться.

Воспитатель: Смотрите, наш барашек загрустил. Давайте сделаем ему друзей. Возьмите по одному картонному силуэту овечек и наклейте на них свои кудельки.

Дети делают барашков и ставят их вместе на стол.

Воспитатель: Ребята, барашек очень доволен вами. Вы очень хорошо поработали на занятии. Давайте попрощаемся с барашком.

Дети подбирают разные вежливые слова : «До свиданья», «До новой встречи», «Приходи к нам, пожалуйста, ещё»…

Барашек прощается с детьми и уходит.

Подведение итогов.

Воспитатель просит детей вспомнить, с каким праздником они познакомились на занятии; в какие играли игры; что делали. 

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.