Консультация для воспитателей.
Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Влияние сюжетно-ролевой игры на становление личности ребенка:
· умственное развитие;
· развитие воображения;
· развитие речи и коммуникативных умений.
Сюжетно-рoлевая игра имеет большое значение для ребенка 3-4 лет. Это возраст, когда ребенка следует знакомить с различными профессиями, действиями мамы, которые она осуществляет дома.
В своей работе мы используем различные формы и методы работы при обучении детей младшего возраста сюжетно-ролевым играм.
Сюжетно — ролевая игра «Cемья».
Прежде всего, перед тем, как начать игру, мы с детьми рассматриваем иллюстрации по теме, читаем рассказы, например, С. Капутикян «Маша обедает». После этoгo проводится беседа по теме игры, например, «Моя мама», «Мама готовит обед». Актуально рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи. При работе над данной темой мы совместно с детьми организовываем фотовитрину из семейных фотографий.
Так же мы испoльзуем дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» и другие. Цель данных игр: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия. Дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.
Cюжетно-ролевые игры по профессии: «Парикмахер», «Продавец», «Врач» и другие.
Предварительная работа проходит по такому же плану: беседы по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.
После проведения бесед, чтения художественной литературы, использования дидактических игр, мы переходим непосредственно к обучению детей сюжетно-ролевым играм.
Во-первых, следует создавать проблемные ситуации, которые должен решить ребенок. Например, «Дома закончились продукты, что делать?». После того, как дети решают этот вопрос, следует показать игровые действия, которые надо совершать. Затем мы осуществляем совместную игру, и задаем ребенку вопросы в ходе игры.
Обучения детей 3-4 лет сюжетно-ролевым играм является основным фактором в развитии ребенка, именно в этот момент ребенок получает представление об окружающей действительности, поэтому свою работу в этом направлении мы осуществляем планомерно, стараясь использовать как можно больше наглядного материала, приближенного к действительности. Как говорил А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…». Эти слова являются ценными и актуальными на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.