Значение раннего начала обучения речи
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
"Критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.
Родители должны также помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Стадии развития речи малыша
Помощь взрослых базируется прежде всего на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии.
Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.
Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.
Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
Четвертый год жизни - освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.
Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).
Скоро в школу.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение. Речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять. Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.
Ребенку показывают, например, две куклы (картинки, фотографии...) и спрашивают: "Какая красивее? Почему?". Задание можно считать выполненным отлично, если ребенок назвал не менее 5 признаков, характеризующих предмет, изображение с эстетической стороны.
Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выбирают букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы на букву "д": дерево, дятел, дупло... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.
Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков несущественно.
Первый игрок называет два случайных слова — например, "книга" и "подоконник". Следующий участник говорит, предположим: "Книга лежала на подоконнике" — и называет слово "девочка". Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: "К подоконнику подошла девочка", и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.
Игра для обогащения словарного запаса, развития воображения и речевой реакции. Играть можно как вдвоем, так и целой группой. Задание следующее: коллективно сочинить сказку или историю. Фразы произносятся по очереди. Так, например, первый игрок говорит: "В дремучем-дремучем лесу жил маленький светлячок". Следующий игрок продолжает: "И увидел он как-то гномика, который заблудился". Историю можно сочинять до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Особенно интересные рассказы запишите в "Домашнюю книгу сказок".
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".
Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем.
Обратитесь к ребенку. "Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось".
Курица (какая?) гуляла (где?) со своими цыплятами (какими?). Вдруг показалась (откуда?) лисица (какая?). Она хотела схватить (как?) цыпленка (какого?). Курица (какая?) увидела лисицу (какую?). Она накинулась (как?) на нее и отбила (как?) цыпленка (какого?).
Чем более разнообразные слова подберет малыш, тем интереснее получится рассказ.
Цель данной разработки: Участие ребёнка в пассивном и активном диалоге с использованием звукоподражательных слов посредством логоритмических упражнений
:Задачи
1. Побуждать неговорящих детей к активному использованию звукоподражаний через двигательные упражнения
2. Развивать неречевые психические функции
3. Активизировать моторное и сенсорное развитие детей раннего возраста
4. Формировать речевой слух, правильный темп речи и дыхания.
В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Весёлая (авторская) зарядка-подражалка для детей раннего возраста основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания, формированию у детей положительных эмоциональных реакций на стихи-действия, стихи-истории. Педагог или родитель перед проведением зарядки может показать картинку или игрушку, про которую будет рассказан стишок, напомнить детям ЧТО ЭТО? КАКАЯ ПЕСЕНКА У ЭТОГО ПРЕДМЕТА? (как стучит молоток, как стучит барабан, как поет дудочка и т.п.)